Социально-реабилитационное отделение

Целью отделения является деятельность, направленная на социальную адаптацию и реабилитацию (абилитацию) людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, через реализацию комплекса социально-реабилитационных мероприятий в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания.

Отделение оказывает комплекс социальных услуг: социально-педагогические, социально-трудовые, социально-психологические, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг. ( ФЗ №442-ФЗ от 28.12.15 г.; Приказ Минтруда России №484н от 25.07.14 г.).

Периодичность и объем социальных услуг предоставляется в соответствии со Стандартами социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Кировской области – реабилитационными центрами.

Отделение оказывает дополнительные платные услуги, с целью повышение экономической эффективности деятельности Центра на основе внедрения современных технологий, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. (Приказ директора Центра №64-о/д от 03.02.2017г.; №75-о/д от 17.05.2019г. о внесении изменений в Положение о дополнительных платных услугах).

Кабинет бытовой реабилитации (КБР)

КБР – ориентирован на максимально возможное развитие или восстановление утраченных в результате болезни способностей инвалида, к самостоятельной деятельности в быту, навыков самообслуживания и физической независимости, обеспечивающих его интеграцию в общество.

Кабинет представляет собой «модель жилого помещения», которое оборудовано вспомогательными техническими средствами реабилитации, доступными для инвалидов. Содержит жизненно важные «зоны», такие как «модуль прихожей», «модуль гостиной», «модуль кухни», «модуль санузла» надежно адаптированные для инвалида и обеспечивающие его бытовую и психологическую независимость.

Кабинет оснащён учебно-тренировочными стендами, кистевыми и пальцевыми тренажёрами, многофункциональным комплексом «ДОН», электрографом, малыми средствами реабилитации, различными развивающими методиками для разработки координационных и мелкомоторных навыков верхних конечностей, развития когнитивных процессов.

Творческие мастерские

Трудотерапия – один из этапов реабилитации, направленный на восстановление трудовых навыков и нарушенных двигательных функций человека, осуществляется путём направленного вовлечения получателя социальных услуг в трудовой процесс, со строго дифференцированным подбором трудовых операций и дозированием физической нагрузки.

«Трудовые мастерские» помогают инвалидам освоить такие виды деятельности, как швейное дело, аппликация из деревянных модулей, изготовление сувенирной продукции в различных техниках декоративно-прикладного творчества, тем самым обеспечивает их трудовой занятостью в мастерских и благоприятно воздействует на систему реабилитационных мероприятий. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому инвалидам и людям с ограниченными возможностями необходимо учиться и трудиться, пробовать себя в разных творческих направлениях.

«Швейная мастерская»

Целью «Швейной мастерской» является создание условий для развития мотивации инвалида на творчество через увлечение модной индустрией, посредством ремонта одежды и технологии изготовления изделий из ткани, а также ознакомление с материалами и инструментами для шитья, выработка умений и навыков их практического использования, развитие самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме.

Швейная мастерская начала свою деятельность с декабря 2019 года. В мастерской представлены такие техники, как ручное шитьё и шитьё на швейной машине.

Занятия в швейной мастерской имеют большое значение: они совершенствуют умение сравнивать, анализировать и запоминать, помогают восстановлению социальной активности, формируют позитивные отношения между людьми в процессе трудовой деятельности. Эта работа способствует более глубокому и всестороннему развитию личности, помогает решить задачи коррекции и компенсации различных нарушенных функций.

Мастерская «Рукоделия»

В мастерской широко представлены различные техники декоративно-прикладного творчества: декупаж, декорирование, вышивка лентами, вышивка бисером, вышивка крестом, топиарий, бобковая керамика, лоскутография, коллаж, картины из страз, скрапбукинг, изготовление цветов из лент, папье-маше, вязание крючком, пэчворк и др., а также элементы АРТ — терапии , обозначающие исцеление с помощью рисунка (живописи). Искусство само по себе уже является целебным, т.к. удовлетворяет потребность человека в самовыражении и саморегуляции. Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала, так как труд, особенно творческий, приносит радость, придаёт осмысленность каждой минуте существования.

Восстановительная составляющая занятий направлена на укрепление мышц и разработку тонкой моторики, способности к захватыванию и удержанию различных инструментов и материалов, повышение чувствительности пальцев, повышение тонуса мышц, расширение амплитуды движений.

Мастерская «Столярная»

В основе занятий в столярной мастерской заложено формирование теоретических и практических навыков работы с деревообрабатывающим инструментом для применения их в быту. Работа мастерской подходит практически всем, количество операций в этой мастерской огромно: от распиливания до забивания гвоздей, необходимых измерений и полировки (зашкуривания), покраски готовых изделий. Столярные работы, выжигание, моделирование в том числе и электронное, выпиливание, геометрическая и скульптурная резьба по дереву — здесь каждый находит занятие по вкусу. Всё эти используемые техники, помогают приобрести или восстановить утраченные навыки работы с инструментами, подобрать приемлемые способы работы. Работая, человек обретает независимость, находит друзей и единомышленников, реализует свои таланты и мечты.

Мастерские оборудованы всем необходимым: «Швейная» — раскройный стол, швейные машины, оверлок, ножницы для ткани, иглы для ручного шитья, нитки, и др. «Рукоделия» — цветные ленты, бисер, стразы, нитки для вязания и творчества, ножницы. Бумага, краски, кисти, гуашь и др. «Столярная» — выжигатели, ручные пилки по дереву, молоток, гвозди, столярный клей, цветной лак по дереву и др. Перед началом занятий проводится инструктаж по технике безопасности.

Занятия в мастерских проводятся в группах и индивидуально, по итогам занятий проходят выставки «Творческих работ».

Компьютерный класс.

Целью занятий в компьютерном классе является получение необходимых начальных навыков и знаний для базовой и уверенной работы на персональном компьютере.

Компьютерный класс рассчитан на 5 человек. Занятия проходят в групповой форме по программам:

— «Основы компьютерной грамотности. Пользователь ПК» программа предназначена для всех получателей социальных услуг.

— «Азбука интернета» — система качественного обучения граждан старшего поколения и инвалидов.

— «Понятный интернет» — обучение молодых инвалидов навыкам выбора, бронирования, покупки, оплаты товара и услуг сети «Интернет».

Все теоретические аспекты закрепляются на практике, под непосредственным контролем специалиста по комплексной реабилитации.

Проводятся дополнительные платные занятия по обучению основам работы с офисными программами, с сетью «Интернет», индивидуальные консультации по работе с личным ноутбуком, планшетом, мобильным телефоном.

Профессиональная диагностика.

Цель программы «Профессиональная диагностика» — оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в правильном выборе видов и условий трудовой деятельности, в профессиональном самоопределении.

Этапы профдиагностики: организационный, общая и профессиональная диагностика, профессиональный анализ и профориентация, выбор профессии.

Занятия проходят в группах и индивидуально, используются различные формы работы — лекции, беседы, тренинги, разнообразные диагностические методики, анкетирование, наблюдение, практические пробы и экскурсии.

Социально-психологическая реабилитация

Работа психолога — это глубокая работа с личностью и поведением человека. Здоровье человека зависит от гармонии не только в физической, но и в психоэмоциональной сфере. Тревога и страх, связанные с болезнью, неизбежно сказываются на состоянии тела и могут ухудшать физическое состояние, в то же самое время, проявляясь напряженностью, развитием неврозов, фобий и депрессии. Социально-психологическая реабилитация крайне важна и необходима, чтобы выявить риск и/или факт развития психоэмоционального расстройства, определить методы оказания психологической помощи в соответствии с индивидуальными чертами характера людей и особенностями их заболевания. Вернуть ощущение полноты жизни, осознание ее ценности и помочь в принятии изменившихся обстоятельств, выработать тактику поведения, наиболее благоприятную в сложившейся ситуации. Научить человека справляться со стрессами — с учетом того, что даже мелкие жизненные трудности на фоне болезни могут восприниматься чрезвычайно остро.

Работа психолога не заменяет лекарства, она помогает человеку стать лекарством для самого себя. Мотивация на выздоровление является основным условием для возвращения инвалида к полноценной деятельности.

Целью социально-психологической реабилитации является восстановление и укрепление психического здоровья получателей социальных услуг.

Основные методы работы:

  • Коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие познавательных навыков и процессов внимания, памяти, воображения, фантазии и повышение уверенности в себе.
  • Социально-психологический тренинг – совершенствование коммуникативных навыков, развитие умения решать индивидуальные и групповые проблемы, снижение агрессии, страхов, тревожности
  • Арт-терапия — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
  • Метод релаксации – осуществляется как психологами на сеансах, так и при помощи специального оборудования: комплекса биологической обратной связи, функциональная музыка, свето-цветовое оформление, просмотр видеопрограмм с музыкальным сопровождением.
  • Сказкотерапия в психологии рассматривается как метод социальной терапии, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
  • Песочная терапия — один из методов психотерапии, это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредствам работы с песком.

Для проведения консультаций, индивидуальных и групповых занятий по социально-психологической реабилитации в Центре оборудованы кабинеты для психологической разгрузки и занятий по психотерапии, сенсорная комната, кабинет биологической обратной связи (БОС), предназначенный для коррекции психоэмоционального состояния.

 Занятия с логопедом

 Целью логопедической работы является повышение легкости и ясности общения, а также содействие безопасному глотанию и общему здоровью получателей социальных услуг. Логопед проводит консультации и индивидуальные специализированные занятия для обучения тех, кто имеет проблемы с речевой деятельностью и глотанием, оценивает тяжесть проблемы, которая возникла в результате повреждения центральной нервной системы, причины снижения контроля над мышцами, используемыми в этих важных функциях. Логопед также оказывает содействие в решении проблем с мышлением и памятью.

 Досуговая деятельность.

В Центре социокультурной реабилитации отводится большая роль, как важнейшему ресурсу интеграции лиц с ограниченными возможностями. Комплекс социокультурных мероприятий направлен на повышение уровня самооценки получателей социальных услуг, на развитие навыков общения и раскрытие творческого потенциала, на восстановление жизненных сил и здоровья.

Социокультурная реабилитация включает в себя:

  • культурно-развлекательную (выступления художественных и песенных коллективов, демонстрация фильмов на большом экране, танцевальные вечера и дискотеки, видеотанцы, игровые программы, выездные мероприятия в театры города);
  • культурно-познавательную (музыкально-литературные композиции, тематические лекции и беседы, виртуальные экскурсии, юридические консультации, социальный туризм);
  • культурно-творческую реабилитацию (мастер-классы, репетиции и участие реабилитантов в концертных программах, выездные благотворительные концерты «Дари добро»).

Приёмно-консультационный кабинет

Консультирование по вопросам: порядок оказания услуг, организационно-методическая работа, формирование заездов на реабилитацию для лиц с ограниченными возможностями, первичный приём граждан, организация информационной работы о деятельности и услугах Центра и др.

 Стационарозамещающая технология «Учебно-тренировочное сопровождаемое проживание»

Целевая группа — молодые инвалиды от 18 до 47 лет с ментальными нарушениями здоровья, имеющие ограничения жизнедеятельности 1 и 2 степени выраженности

Цель технологии — выработка и закрепление у людей с ментальными нарушениями здоровья навыков к возможному независимому проживанию, доступной общественно-полезной деятельности, развитие и повышение уровня адаптации в современном социуме

Социальные услуги предоставляются в стационарной форме социального обслуживания, период пребывания от 1 до 6 месяцев.

Процесс работы учебно-тренировочной технологии проходит по направлениям:

Бытовая деятельность

  • Формирование навыков самообслуживания
  • Обучение финансовой грамотности
  • Организация питания

Социально-коммуникативная деятельность

  • Ориентация во времени и окружающей среде
  • Улучшение эмоционального состояния, межличностного общения
  • Содействие в трудоустройстве на обычном рынке труда

Организация досуговой деятельности

  • Организация досуга
  • Развитие творческих способностей

Содействие в получении образования

  • Содействие в трудоустройстве на обычном рынке труда

Трудовая занятость

  • Занятия в творческих мастерских
  • Организация трудовой и иной социально-полезной деятельности

 

В 2019 году — обучение по технологии «Учебно-тренировочное сопровождаемое проживание» прошли 109 человек. Получили образование 3 человека по профессиям: швея, слесарь, штукатур-отделочник.

В 2020 году — 24 человека. Один человек получил образование по профессии – слесарь плотницкого дела.

В настоящее время 5 молодых инвалидов, проживают самостоятельно.

 

Стационарозамещающая технология «Микрореабилитационный центр на дому»

 Целевая группа: граждане старше 18 лет с выраженными нарушениями функций организма, с частичной утратой способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания или травмы.

Цель технологии – сохранить и расширить доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе проживающим в отдаленных районах области и не имеющим возможность посещения реабилитационного Центра.

  • Услуги оказываются на дому получателей
  • Курс реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого человека
  • В одной команде работают массажисты, специалисты ЛФК, психологи и специалисты по комплексной реабилитации

Социальные услуги предоставляются в полустационарной форме социального обслуживания. Продолжительность курса составляет от 14 до 28 дней